— заболевание, характеризующееся хроническим воспалительным процессом в толстой кишке с развитием геморрагии и язв с гнойным содержимым. Для неспецифического язвенного колита характерна смена периодов обострений и ремиссий с последующими новыми иногда еще более тяжелыми обострениями. По данным Cello, Meyer (1978), болезнь сравнительно нередка —64 случая на 1000000 населения.
В настоящее время считают, что в патогенезе болезни имеют значение аутоиммунные механизмы [Левитан М. X., 1979]. Описываются сочетания неспецифического язвенного колита с системной красной волчанкой. Иногда заболевание осложняется аутоиммунной гемолитической анемией.
Болезнь может начаться остро: внезапно повышается температура, появляются понос с выделением крови и гноя, тенезмы, сильные боли в животе, быстрая потеря массы тела. В других случаях заболевание начинается с небольших поносов, субфебрильной температуры, небольших болей в животе.
Выделение крови с калом — один из ранних и очень характерных симптомов неспецифического колита. Иногда в начале болезни бывает оформленный стул 2—3 раза в день. Однако кал при этом бывает пропитан алой кровью и слизью. В дальнейшем кал становится более водянистым, иногда по 5—10 раз в сутки и даже более. Для неспецифического язвенного колита характерны боли в животе различной интенсивности и различной локализации, признаки общей интоксикации. Характерно повышение температуры, при тяжелых формах до 39—40°С.
Эндоскопическое исследование выявляет в начальной фазе отек, гиперемию слизистой оболочки кишки, эрозии и петехии. Язв может не быть. При более длительном течении болезни на слизистой оболочке появляются слизистогнойные или гнойные тяжи, которые прикрывают язвы. Обнаруживаются язвы различных размеров, иногда сочетающиеся друг с другом. Слизистая оболочка кишки резко кровоточит. При очень длительном течении болезни образуются псевдополипы. Их появление указывает на тяжелое течение болезни.
К осложнениям неспецифического язвенного колита относят перфорацию, которая наблюдается у 2—6% больных. Иногда появляются стриктуры в результате образования рубцовой ткани или резко выраженной мышечной гипертрофии слизистой оболочки кишки. У 4—5% больных на фоне неспецифического язвенного колита развивается рак толстой кишки (И. Ф. Лорие).
Неспецифический язвенный колит протекает, как правило, с железодефицитной анемией. Для этой болезни характерен лейкоцитоз с выраженным нейтрофилезом и сдвигом до метамиелоцитов и миелоцитов. Количество теряемой крови при неспецифическом язвенном колите может быть очень большим (до 50 мл). Нам неоднократно приходилось видеть больных неспецифическим язвенным колитом, у которых железодефицитная анемия была основным симптомом.
Гематологическую картину при неспецифическом язвенном колите осложняет присоединение аутоиммунной гемолитической анемии. Как правило, аутоиммунный гемолиз у таких больных протекает с повышением уровня непрямого билирубина, хотя иногда этот уровень может быть близким к норме. Нередко отмечается увеличение размеров селезенки. Анемия при аутоиммунном гемолизе обычно нормохромная с высоким уровнем ретикулоцитов. Однако если аутоиммунный гемолиз возник уже на фоне имеющегося дефицита железа, аутоиммунная гемолитическая анемия протекает с гипохромией.
Больной Б., 38 лет, был направлен на кафедру гематологии ЦОЛИУв из НИИ проктологии МЗ СССР. Болен с 1969 г. неспецифическим язвенным колитом. Постоянные поносы — стул 5—6 раз в сутки, жидкий с примесью слизи и крови, субфебрильная температура, боли в животе. Больной постепенно анемизировался. В 1972 г. Нb 98 г/л (9,8 г%), цв. показатель 0,7; в 1974 г. —87 г/л (8,7 г%) и 0,65 соответственно. В 1976 г. состояние больного значительно ухудшилось, появилась выраженная иктеричность склер, увеличились размеры селезенки. Билирубин —56,4 мкмоль/л (3,3 мг%), из них 48,9 мкмоль/л (2,86 мг%) — за счет непрямого. Изменений со стороны проб, характеризующих функциональное состояние печени, не установлено.
Нb 45 г/л (4,5 г%), эр. 2,11•1012/л, цв. показатель 0,63, СОЭ 43 мм/ч, ретикулоц. 18,6%. Содержание железа сыворотки 5 мкмоль/л (28 мкг%).
При исследовании кровопотери по 51Сг установлено, что больной каждые сутки терял с калом 15—26 мл крови. Это кровотечение из желудочнокишечного тракта обусловило развитие железодефицитной анемии с низким цветовым показателем. Однако только железодефицитной анемией невозможно объяснить гипербилирубинемию за счет увеличения непрямого билирубина, увеличение размеров селезенки. Была заподозрена аутоиммунная гемолитическая анемия с неполными тепловыми агглютининами, которая была подтверждена положительной прямой пробой Кумбса. На поверхности эритроцитов определялся иммуноглобулин класса G. После применения преднизолона в дозе 40 мг состояние больного значительно улучшилось. Содержание гемоглобина повысилось до 89 г/л (8,9 г%), а эритроцитов — до 4,23•1012, цветовой показатель остался тот же —0,63. Лечение энтеральными препаратами железа внутрь обостряло основное заболевание, в связи с чем был проведен курс лечения ектофером. Содержание гемоглобина нормализовалось. После отмены преднизолона у больного наступил рецидив аутоиммунной гемолитической анемии, которая вновь купировалась назначением преднизолона. В связи с тем что отмена препарата приводила к рецидиву болезни, решено было произвести спленэктомию — масса селезенки 800 г. После операции состояние больного значительно улучшилось. Аутоиммунный гемолиз не рецидивировал. Железодефицитная анемия повторялась, так как оставался понос с выделением крови.
У данного больного имели место два гематологических осложнения неспецифического язвенного колита: железодефицитная анемия, связанная с кровопотерей из желудочнокишечного тракта, и реже встречающаяся аутоиммунная гемолитическая анемия.